Mobiset.ru - всё о сотовых телефонах

Читайте полную версию материала: http://www.mobiset.ru/articles/text/?id=115


Конференция растаявших иллюзийБиблиотека: Мероприятия

Конференция растаявших иллюзий

Темпы развития сотовой связи в РФ поражают воображение даже самых скептически настроенных экспертов. Количество абонентов уже исчисляется десятками миллионов, а проникновение оценивается свыше 50%. На этом фоне не может не вызвать удивления процесс стагнации в родственной отрасли – подвижной профессиональной радиосвязи (ПМР). Еще два, три года назад казалось, ничего не предвещало состояния комы, в которой оказалась некогда процветающая отрасль. В чем причины создавшейся ситуации, и каковы перспективы радиосвязи для профессионалов – на эти вопросы могла дать ответ конференция, проведенная в рамках проходившего в Москве четвертого российского TETRA конгресса.

Выступивший на конференции Вице-президент международной Ассоциации TETRA MoU Ристо Тойкканен (Risto Toikkanen) напомнил, что Ассоциация “Меморандум о взаимопонимании и содействии стандарту TETRA” (TETRA MoU) была образована в 1994 г. В настоящее время ее участниками являются 120 организаций из 30 стран мира.

Ристо Тойкканен рассказал, что на данный момент в мире заключено более 700 контрактов на поставку TETRA-систем. Однако, к большому сожалению, число формально заключенных контрактов значительно ниже. По числу контрактов TETRA в мире в середине 2005 года лидером была Западная Европа – 43%, далее по 12% приходится на Юго-Восточную Азию и Южную Европу.

По секторам экономики системы TETRA распределились следующим образом: общественная безопасность – 48%, транспорт – 24%, муниципальные службы – 6%. По Восточной Европе распределение контрактов следующее: общественная безопасность – 29%, транспорт – 16%, муниципальные службы – 13%. Среди стран – лидеров: Китай, Франция, Германия, Россия, Испания, Великобритания. Самые большие инвестиции вложены в проекты в секторе общественной безопасности в Западной Европе. В Азии наибольшие инвестиции по сетям TETRA приходятся на транспорт.

Национальные сети TETRA находятся в эксплуатации в Австрии, Финляндии, Голландии, и Великобритании. Объявлены национальные тендеры в Германии, Италии, Ирландии и ряде других стран.

TETRA MoU проводит работы по сертификации аппаратуры. Так, 7 компаний получили сертификаты для инфраструктуры TETRA, 9 компаний получили сертификаты для абонентских устройств TETRA в режиме транкинга, а 6 компаний получили сертификаты TETRA на мобильные терминалы в режиме DMO.

Если на мировом рынке TETRA-систем прогресс заметен, рост числа его участников существенен, то, как развивается TETRA у нас? Свою оценку ситуации в РФ предложил участникам конференции Михаил Рыбаченков, президент российского TETRA Форума. По его мнению, рынок потребителей технологии ТЕТРА в России подразделяется на два основных сегмента: "Службы общественной безопасности и государственного управления (ФСБ, ФСО, ФПС, МО)" и "Ведомственные/корпоративные (Предприятия ТЭК, Транспортный комплекс)". На 1.10.05 было зарегистрировано более 40 TETRA-контрактов. За прошедший год были приняты решения о развитии существующих и создании новых сетей ТЕТРА: ОАО РЖД, Транснефть, ВСТО, ФСО, Shell Салым, Кольская ГМК, Сургутнефтегаз, Роснефть, Газпром. Запущены сети коммерческих операторов: Радиотел в Москве, МС Спецтелеком в Казани.

Однако эти живые TETRA-островки скорее исключение из общего коматозного состояния отрасли. Очевидно усилия тетра-сообщества, направленные на ускорение ряда работ, не дали ожидаемого результата: новых нормативно-правовых документов так и не появилось. Например, нет документов, формально фиксирующих свод правил создания и выделения частотного ресурса для сетей ТЕТRА, не подготовлен современный вариант концепции развития транкинговой связи.

Г-н Рыбаченков обратил внимание на то, что в нормативно-правовой плоскости нет регламента получения потребителями необходимых документов по частотному обеспечению планируемых к созданию сетей ТЕТРА. Трудно представить, но сегодня участники тетра-рынка руководствуются (или скорее игнорируют) положениями Концепции развития транкинговой связи, принятой еще в 1996 г.

Многие потенциальные клиенты отказываются от новых систем, поскольку "кислород перекрыт" - разрешения на частотный ресурс не выдаются. В качестве примера Михаил Рыбаченков привел Сургутнефтегаз, который провел тендер на поставку ТЕТРА-системы, но в итоге отменил его результаты, поскольку не получил решения ГКРЧ. В результате заказчик принял решение о создании системы ПМР на базе технологии МРТ1327 в рамках имеющегося решения ГКРЧ на сеть МРТ1327!

Основные дискуссии, как в кулуарах конференции, так и в выступлениях развернулись вокруг проекта "ТЕТРАРУС". Идея, призванная объединить всех участников рынка, в результате привела к коллапсу отрасли.

В своем выступлении член совета российского ТЕТРА-форума Александр Одинский сформулировал основные проблемы:


1. На каком этапе развития находится проект Федеральной сети цифровой транкинговой радиосвязи стандарта TETRA - ТЕТРАРУС?
2. Какой у проекта ТЕТРАРУС юридический статус? Какие документы регламентируют работу федеральной сети ТЕТРАРУС, при согласовании с данным проектом документов?
3. Возможно ли получение любым юридическим лицом Решения Государственной комиссии по радиочастотам на создание производственно-технологической, или выделенной сети цифровой транкинговой радиосвязи стандарта TETRA и получение номиналов радиочастот в Россвязи, после получения Решения ГКРЧ? Если нет, то на каком основании?


Итак, в корне проблемы - отсутствие нормативной базы, определяющей создание сети ТЕТРАРУС в РФ и принципы соединения сетей для государственных и коммерческих нужд.
Определенные надежды возлагались на системный проект "Федеральная сеть подвижной радиосвязи стандарта TETRA (ТЕТРАРУС)". Именно здесь могли быть сформулированы ответы на основные вопросы. В мае 2005 года разработчик проекта ОАО "Гипросвязь" направил подготовленный документ в Мининформсвязи, но там его следы теряются в бюрократических коридорах.

Весьма примечательно, что на конференции не было докладчиков от регулятора, хотя устроители мероприятия утверждали, что соответствующие приглашения были направлены. Как тут не вспомнить аналогичные мероприятия 2-3 летней давности, когда представители регулятора находились в президиуме, активно участвовали в дискуссии и явно были заинтересованы в диалоге с тетра-сообществом.

При всех проблемах и противоречиях актуальность создания государственной сети сомнений не вызывает. Однако, по мнению большинства участников рынка, идея создания государственной сети подвижной спецсвязи в интересах силовых ведомств и служб помощи в чрезвычайных ситуациях на базе ведомственно-коммерческих сетей оказалась нереализуемой, так как в ее парадигму были заложены ошибочные принципы.

Вероятно, эффективно работающую сеть такого уровня может создать только государство. Эта мысль нашла свое подтверждение в выступлении менеджера оператора Общенациональной Сети Безопасности VIRVE (TETRA, Финляндия) Сами Оракоски (Sami Orakoski). Сеть VIRVE управляется операторской компанией State Security Networks, 100% акций которой принадлежат государству. Сеть обслуживает т.н. большую пятерку – Полиция, Вооруженные силы, Пограничная служба, МЧС, Здравоохранение. На 1.10.05 общее число абонентов сети составило 26524, из них 10096 - спасатели, 5699 - полиция, 4595 – военные.

Из остальной статистики отметим: количество абонентских устройств в системе – 26524, количество интегрированных приложений по передаче голоса/данных в системе VIRVE – 34, количество групп в системе VIRVE – 13753, количество базовых станций в системе VIRVE – 1284. Суммарные инвестиции на создание системы к концу 2005 года составили 159 млн. €. Основные инвестиции – порядка 60 млн. € пришлись на 2000-2001 годы. Тариф фиксированный, например, стандартный VIRVE абонент (звонки внутри сети VIRVE) будет платить 30.50 € в месяц (без НДС).

Таким образом, все заинтересованные государственные структуры получили оперативную связь. Кроме того, сеть обслуживает порядка 500 негосударственных абонентов, которые оплачивают услуги по более высоким расценкам, что позволяет компенсировать до 50% эксплуатационных расходов.

Как считают участники рынка, для организации аналогичной сети в РФ в первую очередь необходимо выделить бюджетные средства. В принципе эти средства есть, ведь каждый год силовые структуры нашей страны закупают достаточно большое количество средств связи. "… Возможно предпринимать попытки, за счет того же государственного бюджета, вывести огромный разношерстный парк радиооборудования спецслужб на требуемый соображениями информационной безопасности и взаимной совместимости уровень. Однако очевидно, что рациональным и экономичным методом расхода государственных средств была бы поддержка на системном уровне единого проекта цифровой системы радиосвязи, предназначенной для государственных нужд, что дало бы возможность скорейшего переоснащения наших спецслужб современными цифровыми средствами радиосвязи стандарта TETRA".

Последняя попытка регулятора начать работы в данном направлении – "Приказ № 10 от 10 февраля 2005 года Министра информационных технологий и связи “О формировании рабочей группы для координации работ по созданию в Российской Федерации сети подвижной радиосвязи федерального стандарта ТЕТРА – “ТЕТРАРУС”" пока к успеху не привела, поскольку рабочая группа собиралась за прошедшее время ОДИН раз!

Что же предпринимают сами ведомства. Например, позиция МВД РФ определилась еще в прошлом году - одно из силовых ведомств продекларировало отказ от TETRA-ориентации в пользу стандарта APCO-25. Не секрет, что для своих подразделений в Москве и Казани МВД уже приобрело аппаратуру компании Motorola, но отнюдь не стандарта TETRA. Не удивлюсь, если в ближайшее время МВД примет решение о начале работ по развертыванию собственной современной системы связи. И это будет абсолютно обоснованное решение – ждать более нельзя, переход на современные технологические рельсы итак затянулся.

Выступивший на конференции главный специалист ФСК ЕС Владимир Мансуров рассказал о реализации тетра-проектов в его ведомстве. Кроме сети на Средней Волге создаются фрагменты сетей в Москве и Петербурге. Пока в большинстве регионов установлено по 2-5 базовых станций, но полностью проект ориентирован на 102 базовые станции и 7 коммутаторов. В Москве будет установлено 10 базовых станций.

Однако участие ФСК ЕС в проекте ТЕТРАРУС, по мнению г-на Мансурова, проблематично. Большую озабоченность вызывает желание управления ведомственной сетью путем организации оператора более высокого уровня. Также неочевидна организация опорной сети по территории всей РФ.

О начале работ на участке Москва-Петербург Октябрьской железной дороги рассказали представители компании "Микротест". На первом этапе будет установлено 19 базовых станций и 2 коммутатора (основной и резервный). Однако об участии в проекте ТЕТРАРУС речь не идет, поскольку транкинговая система на железной дороге должна обеспечить не только голосовую связь, но и трансляцию датчиков с локомотива, передачу на него управляющих воздействий. Ответственность за жизни тысяч людей, находящихся в поездах, не позволяет совместить в одной системе не только коммерческих абонентов, но даже пользователей других ведомств.

Что же делать с таким заболеванием как “ведомственная разобщенность”? Если мы не хотим и в следующем году слушать победоносные рапорты о череде пилотных проектов вместо реальных работ, следует однозначно ставить вопрос о переводе задачи на более высокий уровень управления. Только на Правительственном уровне может быть разрешен конфликт интересов. Необходимо подготовить соответствующие постановления и распоряжения, тогда найдутся и средства и частоты. А на Федеральное агентство связи можно возложить координацию работ по технологической части проблемы.

Также неразумно затягивать вопрос с созданием ведомственных и корпоративных TETRA-сетей. Пора регулятору и российскому ТЕТРА-форуму совместно определить перечень необходимых нормативных документов и совместно приступить к их разработке.

А. Корсунский
Эксперт компании "Современные телекоммуникации"
Специально для ИАА "Сотовик"

         

Наша группа ВКонтакте - присоединяйся!

Оперативная и эксклюзивная информация - в 140 знаках! Подписывайтесь на наш канал:




comments powered by Disqus



Читайте полную версию материала: http://www.mobiset.ru/articles/text/?id=115





Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru