Mobiset.ru - всё о сотовых телефонах

Читайте полную версию материала: http://www.mobiset.ru/articles/text/?id=3117


GPS - наш рулевой. По долинам и по взгорьям. Часть 3Библиотека: Популярно о разном

GPS - наш рулевой. По долинам и по взгорьям. Часть 3

Следующее утро встретило наших путешественников туманом и моросящим дождём. По мере того, как туман сгущался, Драйвер Модемович стал замечать, что его товарищи всё чаще хмурятся.



- Что случилась? - не выдержал он, когда Незнайкин скорчил совсем уж скорбную мину.
- Боюсь, тропинку развезет, и мы не успеем к сроку.
- Ещё и заблудимся. Зря мы к этому озеру пошли, - добавил Антон.
- Так, отвечаю по порядку. Тропа, конечно, скоро станет совсем не проходимой, но мы поднимемся на кряж - там достаточно сухо. А теперь, Антон, с чего ты взял, что мы заблудимся?
- Читал на форуме, что в туман и сильный дождь GPS не работает.
- Глупости. - Отрезал Драйвер. - Одно из преимуществ GPS, как раз в полной независимости от погодных условий.
- Но...
- GPS работает на частотах, неподверженных влиянию плохой погоды, тумана или снега с дождём.
- А...
- А то, что ты читал - просто ошибка. Действительно, пользователи портативных GPS-устройств иногда отмечают ухудшение качества приёма, но связано это с работой электроники самих приборов или попаданием в зону затруднённого приема (ущелье, глухой лес, город).

Лицо Антона заметно посветлело, но отец поспешил его погасить, буркнув:

- Вот-вот, а мы плетёмся по лесу, вдоль глубокого лога и что там творится в электронном нутре нашего "джипиэса" один чёрт знает.
- Отставить пессимизм! Самое страшное, что нам угрожает - небольшое ухудшение приёма и всё.

Неизвестно, что повлияло на путешественников - уверенность Драйвера или ветер, разогнавший туман и тучи, но постепенно они опять повеселели, а Антон даже начал насвистывать какую-то весёлую мелодию.

Самое время для небольшой лекции! - обрадовался Драйвер Модемович.- Для точной работы GPS необходимо учитывать различия систем координат в разных странах.

Антон заинтересованно прислушался, а Незнайкин сбился с шага и спросил:

- А разве они не одинаковы у всех?



- Нет? конечно. К примеру, у нас в России принята СК-95 (государственная "система координат 1995 г."), идейная наследница СК-42. В отличие от принятой на Западе, она основана на большем по размерам эллипсоиде (эллипсоиде Красовского), к тому же слегка развёрнута и сдвинута на 150 метров. Всё это приводит к погрешности около двухсот метров. Не беспокойтесь, современные приёмники умеют нивелировать эту погрешность программными методами.



- А я вот слышал, что ещё есть какой-то "гланос"? - вспомнил Иван Иванович.

Драйвер сердито нахмурил брови.

- Не "какой-то" и не "гланос". GLONASS - Global Navigation Satellite System Глобальная спутниковая навигационная система. Это наша российская альтернатива GPS. Сейчас ею пользуются в основном военные, но не далёк тот час, когда гордое "GLONASS" спихнет с олимпа устаревшую GPS, - Драйвер расправил плечи, глаза его засверкали, а руки? казалось, были готовы метать молнии. - Мы не потерпим тлетворного влияния западного мира, у нас всё должно быть своё: фильмы, танки, компьютеры и gp... тьфу ты, ГЛОНАСС.

- И система координат, - вкрадчиво предположил Незнайкин, желая придержать распылившегося друга.

Драйвер тут же успокоился и принял свой привычный поучающий вид.

- ГЛОНАСС на самом деле опирается на собственную общеземную систему координат ПЗ-90, но это, скорее, препятствие для её распространения. Фактически мировой системой навигации сейчас является WGS-84 (World Geodetic System 1984). Все аэропорты в мире, в том числе с 1999 года и наши, работают в ней. Но она отнюдь не идеальна. По ряду причин WGS-84 не может обеспечить точность более нескольких метров.
- Зачем же более? - удивился Антон.
- Геодезисты и учёные давно "положили глаз" на GPS. Но для их целей необходима точность до сантиметров и даже миллиметров. Поэтому на основе рекомендаций Международной службы вращения Земли была разработана система геоцентрических координат - ITRF. Пункты, которыми она задаётся, выбираются из наиболее стабильных и долговременных станций IGS, расположенных вдали от границ тектонических плит. Это позволяет добиться точности на несколько порядков больше, чем WGS-84.



- Сто-о-олько различных систем, - протянул Иван Иванович Незнайкин.



- И это ещё не всё. Каждый производитель поддерживает свой формат хранения данных. Чтобы обеспечить совместимость оборудования и программного обеспечения от разных производителей, был разработан универсальный текстовой формат RINEX (Receiver-INdependent EXchange). Все современные навигационные устройства понимают его.

КПК и GPS - симбиоз или...?

Пока Драйвер очередной раз просвещал своих спутников, он озабоченно поглядывал на идущего впереди Антона. Тот, против обыкновения, не слушал, открыв рот, а что-то делал, прикрывшись спиной. В конце концов такое пренебрежительное отношение к его лекции Модемовичу надоело.

- Медведь! - закричал он, неожиданно остановившись и округлив глаза.

Шутка, как ему казалось, безобидная, имела неожиданные последствия. Антошка просто исчез. Вот он был, раз - и след простыл, а рядом с тропинкой в густых зарослях крапивы появилась просека. Иван Иванович замер, побледнел и рухнул, как подкошенный. Драйвер кинулся к другу. Слава богу, это был не сердечный приступ, оказалось, Незнайкин вспомнил совет притвориться мёртвым при встрече с косолапым.
- Где он? - охрипший голос друга заставил Драйвера устыдиться.
- Убежал, не беспокойся, Антошка шустрый мальчик.

Незнайкин закашлял, вообще его вопрос относился к медведю, но теперь устыдился он.

- А, ну да, понятно, а... Медведь куда делся?

Несколько секунд Модемович колебался признаться в дурацкой шутке или нет. Наконец, здравый смысл победил.

– Так тоже утёк, медведей, знаешь, громкие звуки жуть как пугают.

После того, как нашли Антона и спустили на землю, путешествие продолжилось.

- Что там у тебя? - Спросил Драйвер, когда Антон снова принялся копаться за пазухой.

- Вот. - Мальчик предъявил устройство, в котором Модемович без труда опознал КПК. – Понимаешь, я думал, GPS-приёмники - они же маленькие, и экраны у них часто чёрно-белые, - начал он сбивчиво объяснять.
- Ты абсолютно прав, - поспешил на помощь Драйвер. - Использовать КПК идея соблазнительная, но она наталкивается на ряд проблем. Например, как ты собрался действовать?
- Просто подключу GPS-модуль к слоту CompactFlash и...
- Ага, но сначала тебе придется вытащить оттуда карту памяти, что существенно снизит объём свободной памяти, необходимой для хранения тех же карт. К тому же каждый, кто решит следовать твоим путём, должен приготовиться к тому, что найти такой модуль не так просто. Ещё нужно побеспокоиться об установке на КПК хорошей топографической программы, а их стоимость приближается к стоимости самого устройства.
- Подумаешь, да на Горбушке... - начал Антон.
- Ничего не хочу об этом знать, - отрезал Драйвер. - Есть ещё проблема питания. GPS-приёмник, даже в виде модуля, остаётся энергоёмким прибором. Полватта это тебе не шутка. В автомобиле, допустим, можно подключиться к гнезду прикуривателя, а где ты будешь заряжаться в походе?
- Я читал в описании, у него свой аккумулятор есть.
- Есть, но он предназначен только для хранения данных альманаха. А когда ты его подключаешь, он беспардонно "ворует" энергию для своей зарядки у КПК. Но это ещё не всё, покажи модуль. Смотри, вот в этом небольшом утолщении на верху, спрятана вся электроника и антенна. При таких габаритах она не способна обеспечить удовлетворительный приём. Ты наверняка уже пробовал его включать, и как успехи?
- Не очень, - признался Антон.
- В таких случаях поможет внешняя антенна, если она, конечно, входит в комплект. И вообще, если так хочется использовать именно КПК, можно купить GPS-приемник с возможностью подключения к ПК и КПК, допустим, через тот же Bluetooth. Или КПК с встроенным GPS-приёмником, как правило, их снабжают внешней антенной. Проблему питания это не снимает, но это не плохой автомобильный вариант.

За разговором путники не заметили, как пришли на поляну, с которой началось их путешествие. Разбив лагерь, они стали ждать вертолёт, не подозревая, что их приключения ещё не закончились...


© Андрей Мочков, Mobiset.ru
Дата публикации статьи - 3 апреля 2009 г.

         

Наша группа ВКонтакте - присоединяйся!

Оперативная и эксклюзивная информация - в 140 знаках! Подписывайтесь на наш канал:




comments powered by Disqus

Смотрите также:

GPS – часть 5. Зачем GPS в автомобиле?GPS – часть 5. Зачем GPS в автомобиле?

GPS – Часть 4. Почему люди не летают, как птицы?GPS – Часть 4. Почему люди не летают, как птицы?

GPS - наш рулевой. По долинам и по взгорьям. Часть 2GPS - наш рулевой. По долинам и по взгорьям. Часть 2

Что такое GPS, или большая прогулка. Часть 1Что такое GPS, или большая прогулка. Часть 1




Читайте полную версию материала: http://www.mobiset.ru/articles/text/?id=3117





Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru