Mobiset.ru - всё о сотовых телефонах

Читайте полную версию материала: http://www.mobiset.ru/articles/text/?id=608


Платим по справедливостиБиблиотека: Популярно о разном

Платим по справедливости

Чем руководствовались наши законодатели, когда вносили поправку к статье 54 закона «О связи», вводящую принцип CPP (calling party pays, или "платит звонящий")? Чем были недовольны сотовые операторы?

Принцип прост: если вместо двух сторон платит только одна, и цена при этом остается для данной стороны прежней, то и общие затраты сокращаются примерно вдвое. Так ли это? Многие пользователи уже успели оценить нововведение и разочаровались: с одной стороны – затраты на сотовую связь у многих из нас ощутимо возросли, с другой – уже сегодня можно сказать, что качество услуг операторов снизилось. Так, сотовые операторы не только увеличили стоимость первой минуты, но и урезали количество sms-сообщений, предупреждающих как о зачислении средств, так и о приближении к порогу отчисления, что в свою очередь сказалось на абонентах.

Сегодня мы попробуем разобраться, почему справедливый принцип calling party pays опустошает наши карманы. Начнем с ближнего – с нас самих.

Куда они звонят?

Логика проста: если кто-то снимает трубку и набирает номер, то, скорее всего, где-то снимут трубку и примут звонок. Поэтому, условно говоря, звонков входящих и исходящих в мире поровну. Это первое.

Второе: до введения CPP примерно в 3 случаях из 100 звонок совершался с городского на мобильный, и всего лишь в 1,5 – с мобильного на городской номер. С введением принципа «платит звонящий» количество звонков с городских номеров на мобильные (если верить данным и тех и других телефонных компаний) увеличилось вдвое, т.е. до 6%. Много это или мало? И почему большинство все-таки предпочитают звонить с мобильного на мобильный, даже если под рукой находится стационарный телефон?

Психология пользователя

Мы не любим звонить с домашнего на мобильный, потому что нас долго приучали к тому, что это не вежливо, к тому же – это не очень удобно. Представьте себе: вам нужно позвонить, вы берете нормальный телефон, открываете записную книжку или визитницу и набираете номер. Стоп! Замечено, что с распространением мобильных телефонов большинство из нас предпочитает хранить данные в памяти мобильника… Итак, возвращаемся назад: вы берете один телефон, второй телефон, открываете список контактов, находите нужный и только потом набираете номер, но не на мобильном (одним нажатием), а на стационарном – все одиннадцать цифр. Да, по стационарному телефону звонить сегодня оказывается дешевле, но по сотовому – быстрей и привычней.

Что касается входящих с мобильного на мобильный, то каждый из участников «Большой тройки» сделал их бесплатными за несколько месяцев до введения CPP и соотносил этот шаг с прогрессом рынка, но никак не затратами, убытками и недополученной прибылью. Мы сомневаемся, что какой-либо пользователь вообще смог почувствовать ощутимую экономию от введения calling party pays.

Но в таком случае, может быть, мы стали чаще звонить? Ученые утверждают, что наши привычки, наш распорядок и наши потребности имеют свойство со временем стабилизироваться. Так, мы с большим удовольствием пользуемся тем, что получаем безвозмездно, но это вовсе не значит, что мы станем звонить чаще.

Итог: с точки зрения состава мобильного трафика ситуация с введением CPP практически не претерпела измененений, мы не стали звонить больше с городских на мобильные, и нам – не стали. Мы практически не изменили нашу модель поведения и продолжаем при звонке на сотовые телефоны использовать сотовый телефон, и мы не стали реже звонить с сотового на сотовый.

А как сказался CPP на деятельности мобильных операторов?

Сотовые операторы до сих пор пытаются нас убедить в том, что введение CPP ощутимо повлияло на их прибыль (видимо, когда они сами объявляли «все входящие – бесплатно», это сказывалось на прибыли меньше). Сотовые операторы подсчитали, что это уменьшит расходы абонентов на разговоры по мобильному примерно на 8 - 10%, а доходы операторов – минимум на 1 млрд. долларов. Дабы компенсировать убытки, в конце июля МТС и «Мегафон» ввели плату за соединение с абонентом, а «Вымпелком» повысил стоимость первых секунд разговора. Впоследствии и МТС и «Мегафон» заменили определение «плата за соединение» на более мягкое «повышенная стоимость первых секунд», что впрочем, по сути одно и то же.

Одновременно с этим абоненты стали замечать, что к ним реже приходят «сигнальные» сообщения о балансе счета и зачислении платежа. В лучшем случае предупреждение о приближении к порогу отключения приходит один раз и тогда, когда «обслуживание абонента временно приостановлено». Оправдан ли этот шаг с точки зрения экономии для самой компании, мы не знаем, но с точки зрения потребителя – нововведение не приятно.

Следующим, логичным, шагом за ухудшением условий обслуживания у компаний «Большой Тройки» стало провоцирование удорожания стоимости услуг у операторов «второго эшелона». Участники крупных компаний, чьи абоненты много говорят друг с другом, установили друг для друга тот же тариф, по которому с ними рассчитываются операторы фиксированной связи – 0,95 руб. При этом небольшим операторам придется платить существенно больше, чем раньше – в размере 1,1 руб. (примерно в 4 раза выше, чем было ранее), что в свою очередь спровоцировало повышение. Так, крупный участник рынка – оператор SkyLink – уже объявил о модификации своих тарифных планов «Мобильная безлимитка»: с 1 сентября на них вводится ограничение включенного в абонентскую плату исходящего мобильного трафика в размере 1 тыс. минут. Стоимость одной минуты разговора с абонентом другой сотовой сети сверх лимита составит 0,9 рубля. При этом сама абонентская плата останется прежней, а тарифный план будет переименован в «Мобильную тысячу». Таким образом, оператор застраховал себя от абонентов, разговаривающих более 1 тыс. минут, такие пользователи в новых условиях стали бы для SkyLink глубоко убыточными. Эксперты ожидают, что Tele2 тоже вскоре откорректирует тарифы.

Тем временем, поведение ОАО "МТС", ОАО "Мегафон", ОАО "ВымпелКом" не прошло мимо Федеральной антимонопольной службы. ФАС возбудила дело в отношении операторов «Большой Тройки» по признакам нарушения закона «О конкуренции». Действия операторов с повышением стоимости интерконекта подпадают под статью 6 закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», которая запрещает договариваться компаниям, если это приводит «к установлению (поддержанию) цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок». В добавок ко всему прочему, операторам предстоит доказать обоснованность повышения стоимости первой минуты разговора. Если вина компаний будет доказана, то в качестве санкций, которые могут последовать по результатам рассмотрения дела, операторам может быть выдано предписание о перечислении в госбюджет незаконно полученной прибыли, а также предписание о возвращении ситуации на рынке «в первоначальное состояние».

Ситуация развивается. Мы постараемся держать Вас в курсе событий. Однако от себя заметим, что в отличие от европейских стран, где уже были прецеденты антимонопольного вмешательства в деятельность операторов сотовой связи, у нас доказать вину «Большой Тройки» будет проблематично.
Автор: Наталья Бокарева
Источник: Цифровик

         

Наша группа ВКонтакте - присоединяйся!

Оперативная и эксклюзивная информация - в 140 знаках! Подписывайтесь на наш канал:




comments powered by Disqus



Читайте полную версию материала: http://www.mobiset.ru/articles/text/?id=608





Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru