![]() ГЛОНАСС – реальный конкурент GPS?Аббревиатура GPS все прочнее входит в нашу жизнь. Коммуникаторы и навигаторы, КПК и смартфоны – великое множество подобных устройств манят покупателя «изюминкой» в виде GPS-модуля.Популярность GPS объясняется просто: серьезные конкуренты на рынке только собираются появиться. Это первая система, которая помимо военных целей (уместно напомнить, что отвечает за ее эксплуатацию Министерство обороны США), стала использоваться на благо гражданского сообщества. ![]() После снятия в 2000 году специальных ограничений на точность измерений в случае бытового использования, технология стала развиваться семимильными шагами. Собачьи ошейники со спутниковой системой определения местонахождения шагнули со страниц фантастических романов на прилавки электронных супермаркетов, а многие водители за рубежом без электронного поводыря становятся просто беспомощными. ![]() В результате термином GPS все чаще стали обозначать любую систему позиционирования на местности, хотя ставить знак равенства между этими понятиями никак нельзя. Помимо американской навигационной системы в мире существуют еще как минимум пара-тройка подобных систем, находящихся в разной степени реализации. О европейской «Галилео» (Galileo), проект по созданию которой столкнулся с рядом серьезных трудностей, китайской «Бэйдоу», а также наработках других стран, активно пробивающихся в этот высокотехнологический сектор, мы постараемся рассказать в следующий раз. Сегодня же поговорим о перспективах отечественной системе ГЛОНАСС. Днем рождения ГЛОНАСС следует считать 1982 год, когда НПО ПМ (ныне научно-производственное объединение прикладной механики имени академика М.Ф.Решетнёва) совместно с ПО «Полет» и рядом других предприятий начали разработку проекта. В результате этой работы и появилась многоспутниковая система позиционирования, обеспечившая на тот момент военный паритет с США. Подобно американской, название российской системы также сформировано из начальных букв словосочетания ГЛОбальная НАвигационная Спутниковая Система – ГЛОНАСС. Отвечает за управление и развитие системы непосредственно Министерство обороны. Еще в 1995 году в ГЛОНАСС функционировали все 24 спутника, предусмотренные проектом. Однако о коммерческом использовании тогда можно было только мечтать: силовые ведомства безраздельно царствовали в этой сфере. Крах СССР и последовавшие неурядицы, вкупе с отсутствием финансирования, привели ГЛОНАСС в упадок. В 2001 году на орбите оставалось всего 8 спутников. Совсем недавно, в 2003 году, "Росавиакосмос" вынужден был вдвое сокращать программу развития этой системы по банальной причине: выделяемых правительством средств катастрофически не хватало. И даже несмотря на то, что число действующих спутников к 2005 году удалось довести до14, большинство аналитиков предрекали скорый крах ГЛОНАСС. О конкуренции с GPS речь даже не велась – слишком велики были погрешности при определении местонахождения. ![]() Однако в дальнейшем ситуация стала активно выправляться. Причин тому несколько: общая экономическая стабилизация, внимание руководства страны, снятие с 1 января 2007 года всех ограничений на использование ГЛОНАСС в мирных целях, а также стремительное развитие электронных технологий. В июне 2005 года при посещении космодрома Байконур президент Владимир Путин поставил задачу скорейшего восстановления ГЛОНАСС, в том числе с целью коммерческого использования. И уже в декабре того же года глава Федерального космического агентства Анатолий Перминов заявил о готовности восстановить систему к 2007 году, в то время как первоначально это планировалось сделать в 2012 году. Помимо этого, в октябре правительство утвердило федеральную космическую программу на 2006-2015 годы. Для полноценного использования ГЛОНАСС на территории России необходимо 18 спутников. Сейчас, после вывода ракетой-носителем «Протон-К» в декабре 2006 года на орбиту сразу трех космических аппаратов, их насчитывается 17. Однако для использования ГЛОНАСС в любой точке земного шара необходимо наличие 24 спутников. Согласно заявлению министра обороны Сергея Иванова, случится это событие в 2009 году. Огромное значение для перспективного развития ГЛОНАСС имеет, безусловно, присоединение к проекту Индии. Не далее как 25 января текущего года было подписано сразу два межправительственных соглашения по этому вопросу. Потенциал рынка второй по численности населения страны в мире, безусловно, высок. И данное событие еще сыграет свою роль в стратегической борьбе за космическое лидерство. ![]() Если говорить о безопасности страны, в том числе экономической, то преимущество наличия собственной спутниковой системы очевидны. Так, при угрозе национальным интересам, и не обязательно военной, ничто не мешает правительству США отключить гражданский сегмент GPS, или просто начать взимать плату за обслуживание орбитальной инфраструктуры – в настоящий момент поддержание спутниковой группировки оплачивается из государственного бюджета. Самое интересное, что архитектура GPS позволяет проводить так называемое селективное отключение, когда функция позиционирования становится недоступной (либо работает с огромными погрешностями) только над определенной территорией. С точки зрения рядового пользователя, перспектива использования ГЛОНАСС упирается в отсутствие на рынке необходимых модулей по приемлемой цене. Правда, работы по созданию подобных устройств ведутся, но какой-то ясности по срокам появления и стоимости отечественных навигаторов нет. Очевидно, что наилучшим вариантом для покупателей и коммерческих организаций стала бы взаимосовместимость различных систем. Например, никого не удивляет возможность мобильного телефона использовать различные GSM-диапазоны. Тем более, что весь рынок бытовых устройств на данный момент рассчитан на американскую систему позиционирования, и огромное число людей уже пользуются всеми прелестями GPS. Надо отметить, что подобная координирующая работа уже ведется. 14 декабря в Ярославле российско-американской рабочей группой было принято «Совместное заявление по обеспечению взаимодополняемости и совместимости ГЛОНАСС и GPS», где, в частности, отмечается «значительный прогресс в понимании выгод для потребительского сообщества при использовании общего подхода». Большую определенность в этот вопрос должен внести Международный форум по спутниковой навигации 2007, который пройдет 9 и 10 апреля в Москве при поддержке Правительства Москвы и Федерального космического агентства. По заявлению организаторов, основной целью Форума является «информирование широкой российской деловой аудитории об инновационных технологиях в области спутниковой навигации и новых возможностях для бизнеса, открывающихся в этой связи». Понятно, что основное внимание форума будет направлено на механизмы и возможности использования ГЛОНАСС в коммерческих целях. Принципиально, насыщение рынка бытовых устройств, поддерживающих ГЛОНАСС, не столь уж невыполнимая задача. По оценке европейских аналитиков, стоимость производства в этом сегменте падает ежегодно приблизительно на четверть. По их же расчетам, при массовом производстве стоимость навигатора, поддерживающего стандарт, отличный от GPS, составит порядка 150 евро. Дело остается за малым: выполнить все обещания касательно сроков формирования спутниковой группировки и заинтересовать проектом крупных зарубежных производителей. Потому что возможностей отечественной промышленности для быстрого насыщения рынка явно не хватит. А выделки овчинка стоит. Если на сегодняшний день рынок спутниковой навигации оценивается приблизительно в 40 миллиардов долларов, то через 10 лет речь будет идти о сотнях миллиардов. ![]() Будем надеяться, что на этот раз все получится и через каких-то 2-3 года в техническом описании каждого навигатора будет значиться гордое «поддерживает стандарты GPS и ГЛОНАСС». Если не в мировом масштабе, как говаривал известный киногерой, то в сертифицированных для российского рынка устройствах точно. И, как знать, может к узнаваемым во всем мире отечественным брэндам добавится и парочка высокотехнологичных компаний. © Максим Сидоров, Mobiset.ru Дата публикации статьи - 6 марта 2007 г. Есть, что сказать? Пишите автору... (info@mobiset.ru)
Наша группа ВКонтакте - присоединяйся! Оперативная и эксклюзивная информация - в 140 знаках! Подписывайтесь на наш канал: Читать @Mobiset comments powered by Disqus Читайте полную версию материала: http://www.mobiset.ru/articles/text/?id=852 |
![]() |