![]() Слушаем и создаем музыку на мобильнике. Часть 3Понятие «Музыка» довольно абстрактное. Каждый по-своему способен воспринимать те или иные звуки и их сочетания. Несомненно, существуют какие то общие критерии, благодаря которым и процветает современная музыкальная индустрия или, как сейчас говорят, шоубизнес.Музыкальная теория Наверно многие слышали, что музыку записывают нотами, которых 7 штук. Давайте проверим – так ли это? В музыке, как правило, используется 88 звуков, различных по высоте, в диапазоне от 16 до 5000 Гц, что соответствует на фортепиано (есть такой музыкальный инструмент) диапазону от ля субконтроктавы до ре пятой октавы. Кто такие ля и ре? ![]() Для отображения звуков разной частоты применяются специальные знаки – ноты. Чтобы их не путать, каждой было присвоено свое имя: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си. На фортепиано им соответствуют белые клавиши. Ноты пишутся на пяти линейках, которые называют нотоносцем или нотным станом. Нередко нотоносец можно увидеть в программах для написания музыки. Ноты пишутся на самих линейках и между ними. Кроме основных линеек применяются добавочные. Вы скажете: ты назвал всего семь нот, а клавиш на фортепиано гораздо больше! Как называются остальные? А так и называются. После ноты Си идет снова До, но уже следующей октавы. Возможно, вам в глаза бросилась огромная закорючка в самом начале записи нот. Закорючка называется нотным ключом и сообщает где какая нота. Проще говоря, если ключ такой: ![]() ![]() ![]() Если кто-нибудь видел фортепиано, то он обратил внимание, что помимо белых клавиш присутствуют еще и черные. Если нажать на такую клавишу, то получится вполне самостоятельный звук, отличающийся по высоте от других. Раз звук другой, то и нота другая. Например, рядом с До находится черная клавиша. Называться она будет до-диез (диез обозначается знаком #), что означает до, повышенное на полтона, эта же клавиша может называться и ре-бемоль (бемоль обозначается маленькой латинской буквой b), что будет означать ре, пониженное на полтона. Отсюда делаем вывод: каждая октава делится на двенадцать частей, называемых полутонами. Расстояние от ноты Ре до Ми будет составлять один тон, а от Ре до Ре-диез – один полутон. ![]() В музыке существуют более сильные (или громкие) звуки по отношению к другим и называется каждый такой звук сильной долей, а расстояние от одной сильной доли до называется тактом. На нотоносце каждый такт отделяется вот таким знаком: «|». Еще одно понятие, которое нам необходимо знать – размер. Дело в том, что в разных музыкальных произведениях сильная доля может чередоваться со слабой по-разному. Соответственно, размер такта будет разным. В рок и поп музыке зачастую используется размер 4X4. Такой размер говорит, что в одном такте может содержаться 4 ноты длительностью в одну четверть. Вот мы и подошли к длительности нот . Ноты бывают разной длительности, соответственно и записываются по-разному. Самая длинная нота – это целая, чтобы понять, сколько это по длительности, просто стукните четыре раза ногой по полу в одинаковом темпе. Вы скажете: а, что если я буду быстрее стучать? Какая нота это будет? Тоже целая, но темп изменится, о котором чуть позже. Далее по длительности идут одна вторая, одна четвертая и так далее. ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() В современной музыке, как правило, используют какой-нибудь музыкальный лад. Дело в том, что если во время творческого процесса использовать определенный набор нот, который и будет называться ладом, то обязательно найдется звук, к которому будут тяготеть все остальные. Такой звук называется тоникой и является начальным. Многие слышали такие слова, как мажор и минор. Это и есть две разновидности музыкального лада. Например, когда говорят: что песня написана в До мажоре, имеют ввиду, что использовался мажорный лад. Нота До здесь будет тоникой. Она будет указывать также на высоту лада, то есть на тональность. Мы выяснили, что До-мажор – это тональность. Мажорный и минорный лад имеют своё строение. Для мажора это: тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон (тон и полутон это расстояния между звуками), для минора это: тон, полутон, тон, тон, полутон, тон, тон. До мажор это: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си, а Ля минор это: Ля, Си, До, Ре, Ми, Фа, Соль. Проще говоря, если вы пишите музыку в До мажоре, то смело используйте все соответствующие ему ноты в своей композиции. А если вы начнете и закончите нотой До, то ваше творение получит некоторую законченность. В создании будущей композиции нам пригодятся аккорды. Аккорд – это сочетание нескольких звуков, расположенных по определенным правилам. Например если одновременно нажать на фортепиано клавиши До, Ми и Соль, то получим вполне благоприятное трезвучие. Трезвучие мы получим, если нажмем Ля, До, Ми. Расстояние От До до ноты Ми это большая терция, а от Ля до ноты До это малая терция (посчитайте сколько это будет в полутонах и запомните). В первом случае у нас получится аккорд До мажор, во втором Ля минор. Существует много разновидностей аккордов, мы их рассматривать не будем, а перейдем к последнему термину, который нам пригодится на начальном этапе работы – темпу. С темпом все просто и понятно: чем больше темп, тем быстрее звучит музыка. Измеряется темп в ударах в минуту. Создание музыки Рассмотрим состав среднестатистической современной группы (те, кто выступают под фонограмму не имеются ввиду). В каждой группе есть барабанщик, музыкант, играющий на каком-нибудь басовом инструменте, как правило, это бас-гитара, и один и более, исполняющих соло и ритм партии. Про вокал мы пока говорить не будем. То есть нам, для создания полноценной композиции необходимо создать, как минимум партию барабанов, баса и соло. Прежде чем создавать что-то самим, давайте посмотрим как выглядит уже готовое произведение. Нам потребуется какая-нибудь программа- секвенсор - программа позволяющая писать музыку в MIDI, производить обработку, то есть создавать конечный продукт – готовую аранжировку. Современные секвенсоры работают не только с MIDI, но и с цифровым звуком. Практически все поддерживают работу с MIDI-клавиатурами. В качестве бесплатного секвенсора хочется предложить замечательную программу, ориентированную специально для написания реалтонов. Anvil Studio Сайт разработчика - www.AnvilStudio.com Условия распространения – Freeware Размер дистрибутива – 3,66 Мб Ссылка для скачивания - http://www.anvilstudio.com/mstudioZ.exe Для первого знакомства давайте откроем какой-нибудь ранее созданный файл в формате MIDI. В моем случае это был «Europe.mid» - известная тема рок-группы Европа. Для этого войдем в главное меню «File» -> «Open Song» и в типах файлов выберем «Songs». В правом верхнем углу появляется заполненное серое окно с таблицей инструментов, о котором поподробнее. ![]() Первый столбец в таблице позволяет перейти в режим редактирования именно этого инструмента, а также позволяет задать ему произвольное имя. В следующем столбце вы указываете тип данной звуковой дорожки: Instrument – означает собственно MIDI инструмент, Rhythm – установка барабанной секции, здесь вы выбираете какие типы барабанов будут использоваться в вашей композиции, рекомендую просто выбрать «Select All» (Выбрать всё), Audio и Audio 24 предоставляют возможность добавления или создания аудиофайлов. Далее идет столбец, где вы решаете, какой трек будет звучать, а какой нет. Включение – «ON», выключение – «OFF». В следующем столбце выбирается устройство, ответственное за воспроизведение MIDI на вашем компьютере. Следом идет столбец с названием «Channels» (Каналы). Дело в том, что в MIDI каждому отдельному инструменту соответствует отдельный канал. Для ударных инструментов выделен 10-й, остальные можете занимать, чем хотите. Последними в таблице стоят «Instruments» (Инструменты), здесь выбираем собственно инструмент, который будет звучать. Напротив каждого канала есть регулятор громкости и баланса. Давайте нажмем кнопку «Compose» и приступим к более детальному изучению программы и песни, в частности. Вообще хочется сказать, что в программах- секвенсорах есть два вида представления нот: обычный, как на бумаге с пятью линейками и так называемый Piano Roll – в виде фортепианной клавиатуры. На данном этапе мы переключимся на данный вид. Здесь ноты представлены в виде прямоугольников – чем длиннее прямоугольник, тем дольше звучит нота. Над нотами расположена панель настроек: Timer – это размер. В нашем случае это 4 x 4, Grid – определяет под какие ноты делится Piano Roll, у нас установлено 1/16, значит экран поделен под ноты длительностью в одну шестнадцатую, Note – устанавливаем длительность нот, которыми осуществляем ввод. Кстати, если у вас нет MIDI клавиатуры, то программа позволяет сыграть на компьютерной, правда удовольствия от такой игры будет мало. ![]() Теперь давайте попробуем поменять пару нот в редактируемом файле, попробуйте подвигать их мышкой вверх и вниз, также уменьшить и увеличить в размере. Все той же мышкой можно добавить новую ноту, щелкнув по пустому месту на Piano Roll. Получилось? Первый шаг сделан. Теперь давайте сделаем свой первый ремикс. Ситуация такая: есть две песни, в одной вам понравилась партия барабанов (назовем ее Bar.mid), а в другой все кроме барабанов (назовем ее Vse.mid). Попробуем сделать новую композицию. Открываем Bar.mid и удаляем все треки, кроме трека с 10 каналом. Делается это через главное меню Track -> Delete. После этого сохраняем новый файл File - > Save As. Далее открываем Vse.mid, где удаляем все треки с 10 – м каналом. Опять заходим в главное меню File - > Merge Song и выбираем, сохраненный ранее, Bar.mid. Теперь можно прослушать результат. Вполне возможно, что при добавлении Bar.mid изменился темп (tempo), регулятор которого находится под главным меню. Вводим необходимое нам значение и наслаждаемся. Давайте напишем что-нибудь своё, оригинальное. Нам понадобится как минимум три трека с инструментами. Первый – барабаны, второй- бас, третий – соло. Писать будем в Ля миноре. Добавить треки можно из главного меню Track -> Create -> Instrument Track (Для баса и соло) и Track -> Create -> Rhythm Track (для барабанов). Первый трек назовем «Solo» (кириллица не поддерживается, поэтому вводим все латинскими буквами) и выставим для него инструмент, пусть это будет Electric Grand Piano. Второй трек назовем «Bass», а инструмент для него Electric Bass (Pick). Третий трек пусть останется без названия, теперь нам надо решить какие инструменты будут звучать в барабанной секции. Щелкаем по треку и видим кнопку «Add sounds», нажимаем. Появляется огромный список, где опять жмем «Select All». Почему мы выбрали все инструменты? Чтобы вы смогли попробовать, как звучит каждый в отдельности. Однако использовать мы будем Acoustic Bass Drum (Это звук большой бочки в барабанной установке), Acoustic Snare (это так называемый рабочий барабан) и Pedal High Hat (High Hat – это такие две перевернутые друг к другу тарелки по которым стучит барабанщик). Как играют на барабанах? Играют по-разному, но как правило бочка звучит на сильную долю, а рабочий барабан на слабую и все это сопровождается стуком по хай-хету (High Hat). Мы с вами примерно такой рисунок и сделаем. ![]() Затем, пожалуй, сделаем активным «Solo» и наберем там аккорды. Аккорды можете писать любые, главное чтобы они вписывались в тональность Ля минор. Лично я выбрал Ля минор, Ре минор, Ми минор и опять Ля минор. ![]() Приступим к написанию партии баса. Здесь я поступил просто: там где звучит аккорд Ля минор, я использовал ноты соответствующие этому аккорду , в Ре и Ми миноре я поступил также. ![]() Итоговый результат ставим на прослушивание. Anvil Studio работает не только с MIDI, но и с цифровыми форматами. В частности, уже упоминалось, что один из треков в вашей композиции может быть в формате WAV. Для чего это надо? Во первых можно украсить свой шедевр каким – нибудь, заранее приготовленным, звуком. Сделать это можно, предварительно добавив в проект аудио трек: Track - > Create -> Audio Track. Затем входим в главном меню File - > Import Audio to Active Track From…-> Import Entire File. Находим на диске вашего компьютера нужный файл и открываем его. Открытый файл можно резать на куски, склеивать заново, накладывать эффекты. Что касается последних, следует нажать на кнопку «FX» вверху экрана и выбрать что-нибудь из предложенного списка. Если Anvil Studio единственная программа по обработке цифрового звука, то скорее всего выбор будет небогатый, однако список эффектов может дополняться за счет подключения DirectX и VST плагинов – специальных программ-эффектов. ![]() Можно осуществлять экспорт аудиотрека в один из предложенных форматов. Например, можно произвести конвертирование в МР3. Для этого входим в главное меню File -> Compress a .wav file, далее нажимаем на кнопку «Change» и в новом окне находим «Other formats» (Другие форматы). Там ищем подходящий нам кодек и закрываем окно. Осталось только указать имя и место для конечного файла. Существует еще одно применение для аудиотрека – это запись всей композиции в единый WAV файл. Нажимаете кнопку «Record», включается автоматическое воспроизведение и запись. Я бы не рекомендовал пользоваться данной функцией. Дело в том, что для конвертирования MIDI в цифровой формат, гораздо проще и качественнее воспользоваться специально предназначенным конвертером, описанным раннее, например программой Switch, которой нам еще придется воспользоваться. Звучание MIDI файла далеко от совершенства и если ваш телефон работает с одним из аудиоформатов, следует сохранить MIDI именно в таком формате. Правда, прямое конвертирование ничего не даст – качество звука останется на прежнем уровне. Нам следует воспользоваться одним из аудиоредакторов, но прежде давайте сохраним отдельно каждый трек нашей композиции в отдельный файл. К своему глубокому сожалению, я не обнаружил функции экспорта отдельного MIDI трека, поэтому порядок действий следующий:
Пришла пора открыть аудиоредактор. Audacity Сайт разработчика – http://audacity.sourceforge.net/ Условия распространения – Freeware Размер дистрибутива – 2,1 Мб Ссылка для скачивания - http://audacity.sourceforge.net/latest/audacity-win/audacity-win-1.2.6.exe Данный редактор позволяет выполнять все необходимые действия со звуковыми файлами, одновременно работать с несколькими треками, и самое главное он бесплатный. Наша первая задача открыть все только что созданные WAV файлы в этой программе. Для этого заходим в главное меню и выбираем Проект – Импортировать звуковой файл. Последовательно открываем наши треки. ![]() Теперь давайте улучшим звучание композиции. Нам понадобится раздел «Эффекты» в главном меню, однако доступен он будет только тогда, когда вы выделите трек или часть его (сделать это можно мышкой). Выделяем трек Solo и находим в разделе «Эффекты» «Эквалайзер». Здесь мы можем выровнять частоты, как нам необходимо. Предварительный результат можно прослушать, не выходя из окна эффектов. ![]() Еще один эффект, который я порекомендовал бы использовать – реверберация (эхо), благодаря чему появится пространственный эффект. Для партии баса можно воспользоваться усилителем низких частот. ![]() Когда все настройки произведены, следует произвести экспорт нашей композиции. Это будет либо WAV, либо OGG Vorbis, либо MP3. Что касается последнего, то программа объяснит, что встроенного MP3 кодека не имеет, а предложит найти библиотеку для кодирования на вашем компьютере. Файл библиотеки это lame_enc.dll. Тут остается воспользоваться только функцией «Поиск» в вашей операционной системе и попытаться найти эту библиотеку. Затем указать программе Audacity, где она находится. ![]() После того как произведен экспорт вам останется только закачать итоговый результат в свой мобильник и срочно идти хвастаться друзьям созданным шедевром. Заключение Создание музыки и, в частности, реалтонов – процесс не простой и в рамках одной статьи сложно охватить все моменты, тем не менее, мы с вами узнали основные программы, которые потребуются для создания своих произведений, научились конвертировать звук и даже что-то написали сами. В дальнейшем все зависит от вас: от вашего терпения и тяги к новым знаниям. Мне же остается только пожелать вам успехов на новом поприще. © Владимир Егоров, Mobiset.ru Дата публикации статьи - 16 марта 2007 г. Есть, что сказать? Пишите автору... (info@mobiset.ru)
Наша группа ВКонтакте - присоединяйся! Оперативная и эксклюзивная информация - в 140 знаках! Подписывайтесь на наш канал: Читать @Mobiset comments powered by Disqus Смотрите также: ![]() ![]() Читайте полную версию материала: http://www.mobiset.ru/articles/text/?id=881 |
![]() |